[На главную страницу]

       Рождение денег (глава из книги "Происхождение вещей", М.: "ННН", 1995)
       
       Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В. Смирницкой. - М.: «ННН», 1995.
       
       

Глава VIII. Рождение денег


       
       Символы жизни. Жертвоприношение и обмен. Эквиваленты стоимости. Еда и наркотики. Скот. Меха. Раковинные деньги. «Свиные деньги» и вампум. Каменные деньги. Деньги из зубов и перьев. Деньги-черепа. Деньги-бусы. Африканские железные деньги. Первые монеты. Деньги-циновки и деньги-одеяла. Кожаные и бумажные деньги. Деньги и религия.
       
       Мы видели в предыдущей главе, что человеку с самого начала требовалось отличать «свое» от «чужого». Для этого существовали определенные знаки принадлежности человека или вещи определенной группе или, значительно позднее, отдельному лицу. Вещь, посвящавшаяся какому-нибудь богу, или животное, приносившееся ему в жертву, так же клеймились его священными символами. Мы знаем, что и сам человек в первобытном обществе был «собственностью» своей группы, рода или племени и носил на себе такие же знаки принадлежности, будь то татуировка или определенная форма одежды. Можно сказать, что весь материальный мир в первобытности был отмечен такими «знаками собственности», так как каждый предмет в нем кому-нибудь или чему-нибудь принадлежал. Так была создана целая система первобытных символов в которой каждая вещь была важна не только и не столько сама по себе, но как заместитель, знак чего-то другого.
       Вся последующая культура человечества основывается на этой символике. Мы до сих пор выражаем свою любовь и преданность к кому-либо действиями, иногда совершенно бесполезными с практической точки зрения. Мы приносим цветы на могилы и дарим свои кольца и пряди волос возлюбленным, зажигаем свечи во время молитвы и выпиваем вино за чье-то здоровье - все это не что иное, как знаки, замещающие собой принесшего их человека. И еще одна вещь, которой мы ежедневно пользуемся, имеет прямое отношение к этой первобытной символике ценности - это деньги. Деньги - это и есть предмет, который важен не сам по себе, но потому что за ним стоит что-то очень дорогое и жизненно важное. Они могут заменить собой не только все наши вещи, но и многие виды нашей деятельности и само наше время, и потому можно без преувеличения сказать, что вся наша жизнь выражается в деньгах.
       Деньги - эта столь современная и столь далекая от чего-либо «священного» вещь - восходят к древней символике жертвы. Первобытный человек не совершал ничего важного в жизни, не принеся в дар божеству чего-нибудь от себя или от своего имущества. Поскольку, как мы видели, всякая вещь символизировала своего владельца, то и все, что приносилось в жертву, словно заменяло собой самого человека, его жизнь. Множество мифов повествует о том, как человек, предназначенный в жертву, заменяется каким-либо предметом или животным - это и Исаак, замененный бараном [1], и Ифигения, замененная ланью [2]. Все эти мифы выражают общее представление, что всякая жертва, в чем бы она ни заключалась, символизирует самое жизнь человека.
       
       [1] По рассказу Библии (Бытие, 22), Бог, испытывая веру Авраама, потребовал от него «в жертву всесожжения» его единственного любимого сына Исаака. Авраам собрался исполнить это повеление, но в последний момент был остановлен ангелом. Вместо Исаака в жертву был принесен оказавшийся на месте жертвоприношения баран, запутавшийся рогами в ветвях. За свою верность и готовность пожертвовать самым дорогим Авраам и все его потомство были благословлены Богом.
       [2] По древнегреческому мифу, греки, отправлявшиеся походом на Трою, для того, чтобы отплыть из Греции, должны были принести в жертву Артемиде дочь своего предводителя, микенского царя Агамемнона Ифигению. Ифигения была похищена с алтаря Артемидой и сделана жрицей в Тавриде. Вместо нее была принесена в жертву лань.

       
       Символом жизни для человека всегда была пища (об этом мы будем говорить в главе XII), и поэтому самым распространенным видом жертвы было то, чем питается человек: для охотников это был зверь, для скотоводов - домашнее животное, для земледельцев - хлеб или зерно. Но эти продукты могли и заменяться какими-либо символами, например, вместо целого животного приносилась его часть - голова, лапы или даже просто его изображение (об этом см. главу IX). Так появились предметы, заменяющие собой жизненные ценности и со временем утратившие всякую внешнюю связь со своими прототипами.
       Так же развивались отношения человека не только с Богом, но и с себе подобными. Как мы видели, человеку всегда требовалось что-то выменять у своего соседа. Натуральный обмен, говоря по-современному, «бартер», всегда причинял большие неудобства, поэтому для облегчения обменных операций находился определенный эквивалент стоимости - товар, пользовавшийся наибольшим спросом, который поэтому всегда с охотой возьмут за любую вещь. Этот товар и есть универсальный символ стоимости, к которому восходят современные деньги.
       Так же, как и в практике жертвоприношений, раньше других вещей таким символом стала служить пища. Так, у пангве в качестве эквивалента стоимости служат канк - свертки с пюре из маниоки. В Восточной Азии долгое время жалованье и налоги уплачивались рисом. В Юго-Восточной Азии в качестве платежного средства использовалось саго, на острове Ниас - «деньги» из сушеной свинины.
       Часто эквивалентом стоимости служит продукт, хотя и не главный в питании, но тем не менее высоко ценимый как приправа или лакомство. Наиболее часто в таком качестве выступает соль. В Африке известны деньги в виде брусков из соли. В Мексике деньгами служат бобы какао, в Китае - так называемый «кирпичный чай» - спресованные в форме брусков листья чая. На Никобарских островах в качестве денег имеют хождение соединенные парами маленькие орехи, а в Тибете - грецкие орехи. Другими видами денег являются сушеная кожура бананов и куски корня куркума на Каролинских островах (Микронезия). У лопарей были известны «деньги» из сыра.
       Часто деньгами служат наркотики или возбуждающие средства. Так, во многих местах - в Сибири, Индонезии или Африке - для расплаты пользовались листьями табака.
       По сообщению Альберта Швейцера [1], в Ламбарене почти все услуги оплачиваются табаком. Один лист табака равен стоимости двух ананасов, семь листьев образуют «табачную головку», равную по стоимости семи французским франкам.
       
       [1] Альберт Швейцер - немецкий философ, музыкант, богослов и миссионер, лауреат Нобелевской премии мира. Доктор философии (автор диссертации по философии Канта), теологии и медицины, известный органист, автор знаменитой книги о Бахе. В 1913 году поселился в Ламбарене в Габоне, где занимался просветительской и врачебной деятельностью среди туземцев.
       
       Значительно опаснее была опиумная валюта, обращавшаяся в свое время на китайском острове Хайнань, или спиртные деньги, распространенные у туземцев Лоанго. В дождливое время года одно яйцо стоит там полстакана рома, а в засушливый период - целый стакан. Козу можно купить за три бутылки рома и кусок хлопчатобумажной ткани.
       Как известно, и в современном мире, столь пристрастном к спиртному и наркотикам, они часто обращаются как самая твердая «валюта».
       С развитием производящего хозяйства общераспространенным символом богатства и ценности стал домашний скот. Как уже упоминалось в главе I, само слово «скот» часто служило для выражения понятия «богатство», «деньги». Этот вид имущества был очень удобен в обменных операциях и расчетах и, естественно, повсеместно превратился в эквивалент стоимости.
       Точно так же у охотников таежных лесов - народов Сибири, древних восточнославянских племен или североамериканских индейцев - общепринятым меновым эквивалентом служили ценные меха - шкурки соболя, белки, куницы, бобра или енота, у тлинкитов - лося. Название древнерусской денежной единицы - куны - восходит, как полагают, слову «куница». И в более поздние времена эти народы строили свои экономические взаимоотношения с администрацией на обмене мехами: именно мехами уплачивали сибирские народы свою дань царю (ясак), и на меха североамериканские индейцы выменивали в европейских торговых факториях необходимые им товары.
       Любой предмет, который достаточно распространен в природе, может быть наделен значением универсального символа ценности. Наиболее известны в таком качестве раковины, которые своим размером и внешним видом идеально подходили для роли «монет».
       
       [«Монета»-головка дятла и резной кошелек у индейцев]
       [Раковины каури]
       
       Так, по всему миру в качестве денег имели хождение красивые маленькие раковины каури, или фарфоровки, - моллюска, обитавшего в тропических водах Тихого и Индийского океанов. Марко Поло видел деньги-каури в Китае в XIII веке. Арабский путешественник Ибн Батута, встречал их в 1352 году в царстве Мелле (Северо-Западная Африка), где они имели твердый курс. С ними же столкнулся в 1455 году итальянский путешественник Кодамосто в негритянском царстве Сонгаи. Во внутренних районах Африки раковинами каури до сих пор можно оплатить любой товар. Например, у племени бубока топор стоит сто пятьдесят каури, а штука индийской хлопчатобумажной ткани - около шестисот каури. В Европе и Средней Азии раковины каури служили главным образом украшениями.
       Их добывают в основном у Мальдивских островов и острова Мафия у берегов Восточной Африки. Для этого в воду опускают листья кокосовой пальмы, и затем достают их, облепленных моллюсками. Хранят их нанизанными в связки или упакованными в мешок.
       Еще один вид морской раковины - Dentalium edulis - служил платежным средством у индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Их добывали, в частности, на берегах реки Ванкувер. Стоимость их колебалась в зависимости от блестящего белого цвета и симметричности формы раковины, похожей на миниатюрный слоновый клык.
       
       [Деньги из кирпичного чая со знаком «му» («дерево») в качестве клейма. Центральная Азия]
       [Раковинные деньги тамбу. П-ов Газели]
       
       В Океании в качестве денег употребляют раковины не в их естественном виде, но подвергают их предварительной обработке в специально предназначенных для этого «монетных дворах» и затем нанизывают на шнурки.
       Самым распространенным мерилом стоимости в Меланезии являются знаменитые деньги, известные под названием диварра, или тамбу. Они изготовляются из имеющих бугорок раковин Nassa camelus, величина которых редко превышает один сантиметр. Их добывают на берегу Наканаи на острове Новая Британия. Едва только минует период юго-западного муссона, как экспедиции собирателей денег на своих лодках с балансирами вылавливают моллюсков, которых туземцы именуют пала-тамбу. Перед началом экспедиции совершаются религиозные церемонии, потому что тамбу считаются священными. Само слово «тамбу» означает «большой», «священный». Уже в первом благословении, которое получает новорожденный, провозглашается: «Да будешь ты большим и сильным, чтобы быть в состоянии часто ездить на Наканаи и собирать много тамбу». Экспедиция продолжается около месяца.
       Изготовление денег-насса требует большой ловкости и считается привилегией вождей. Чтобы раковина стала деньгами, она вдавливается снизу в отверстие, вырезанное в скорлупе кокосового ореха, а «верблюжий горб» раковины стачивается, благодаря чему образуется отверстие, необходимое для нанизывания раковины на шнур. После этого раковина тщательно очищается и отбеливается до белого цвета. В заключение тамбу нанизываются на усик лианы, служащий денежным шнуром. Денежные снизки сплетаются в кольца, часто достигающие величины колеса повозки, завертываются в листья пандануса и крепко перевязываются бечевками из ротанга. Такое кольцо или обруч содержит около пятисот денежных снизок диварра, длиной по 180 сантиметров. Из предосторожности в хижинах никогда не держат «наличных денег» в количестве большем, чем это требуется для покрытия ежедневных расходов. Свой основной капитал богатые «депонируют» в настоящую казну, какой является скрытый в чаще и неустанно охраняемый общественный дом тамбу. Из казны выплачиваются военные расходы и компенсации союзным племенам в случае войны.
       Кроме священных денег-диварра в Океании изготовляются также снизки «денег» из плоских раковинных кружочков. Наиболее известные «монетные дворы» этих денег находятся на Соломоновых островах, на островах пролива Бугенвиль, на островах Банкса и близлежащих островах. Жители островов, расположенных у полуострова Газели, называют такие денежные снизки пеле и нередко обменивают их на раковины насса, которые служат для изготовления денег-диварра.
       Этот вид денег изготовляется, как правило, женщинами. Кружочки имеют различную расцветку, главным образом белую, черную и фиолетовую или, как на острове Понапе (Микронезия), - красную. Употребляющиеся в качестве сырья большие раковины разбиваются на маленькие куски, прижимаются к деревянной доске и полируются камнем с обеих сторон. Затем они просверливаются и нанизываются на шнуры из кенафа. Готовые снизки обтачиваются пемзой, с тем чтобы величина дисков была одинаковой.
       На островах Трук и Мортлок деньги делаются иногда из скорлупы плодов, а на Марианских островах - из щита черепахи.
       Другим высоко ценимым платежным средством являются так называемые свиные деньги, распространенные преимущественно на острове Новая Ирландия в Меланезии. Они состоят из раковинных кружков, число которых часто достигает двадцати тысяч, связанных вместе со стеклянными бусами, собачьими зубами и сплетенными из полос ротанга вставками. К нижнему концу «свиных денег» всегда привязаны один или несколько свиных хвостов.
       
       [Сверло для изготовления раковинных денег. Новая Гвинея]
       [Раковинные денежные снизки бакиау и саписапи. Новая Гвинея]
       
       Так, описанный одним из исследователей образец «свиных денег» длиной почти в двенадцать метров состоял из длинной снизки бело-черных раковинных кружков с нанизанными через определенные промежутки более крупными «монетами», роль которых выполняли кружки из плодовой скорлупы. В центре находился сплетенный из черных и оранжевых полос ротанга и украшенный по углам раковинными кружками и свиными зубами квадрат, к которому были привязаны снизки белых раковинных кружков, две параллельные снизки горизонтально расположенных раковинных кружков, снизка белых и оранжевых кружков вперемежку с бусинами из кокосовой скорлупы, четыре собачьих зуба, еще одна снизка белых раковинных кружков и восемь белых раковинных ниток. К нижнему концу квадрата были прикреплены три свиных зуба и большая перламутровая раковина.
       Этот вид денег употребляется главным образом для покупки свиней и женщин. Но за женщину приходится приплачивать еще дополнительно две снизки собачьих зубов.
       К денежным связкам народов Океании близок вампум североамериканских индейцев - нанизанные на шнур кружочки из белых или фиолетовых раковин куахауг. Их носили в основном обернутыми вокруг пояса. У калифорнийских индейцев они служили платежным средством при покупке невесты, при усыновлении, похоронах, во время игр и при заключении мирных договоров. Как и у островитян Океании, мерой для определения длины снизок служили члены человеческого тела, например, от кончика пальца до локтя, от одного соска на груди до другого или от плеча до плеча. Другим важнейшим назначением вампума было сообщение с помощью комбинации раковин (позднее для этого применялись разноцветные бисерные бусы) и узелков различной информации о жизни племени, войнах и мирных переговорах. Вампум, таким образом, был одним из древнейших видов письма (см. главу XIV). В этом качестве связки вампума служили в качестве юридических документов при заключении договоров.
       
       [Свиные деньги. Меланезия]
       [Слева: Денежное кольцо из раковины Tridacna gigas. Соломоновы о-ва. Справа: Деньги джар из перламутровой раковины. О-в Яп]
       
       К числу других разновидностей раковинных денег принадлежат великолепные браслеты, вытачиваемые в Меланезии из раковины Tridacna gigas. За двадцать колец из тридакны можно приобрести одну хижину или лодку. Наиболее ценными считаются кольца из раковин с желтыми крапинками. Они вырезаются из большой раковины при помощи пилообразного инструмента, состоящего из деревянной дуги и лубяной тетивы. На западных и центральных Каролинских островах (Микронезия), особенно на Понапе, такие кольца делают из конусовидных раковин Conus millepunktatis. Подобные браслеты были известны и в доисторические времена.
       Другим платежным средством, имеющим хождение главным образом на Каролинских островах, является джар - деньги, изготовляемые из перламутровой раковины. При этом раковины стачиваются в форме лопатки, полируются и нанизываются на шнур из кокосового волокна. На острове Яп этот вид денег имеет хождение исключительно только среди женщин и называется «женскими деньгами», тогда как мужчины употребляют каменные деньги.
       Эти знаменитые каменные деньги острова Яп, или феи, представляют собой диски из арагонита - камня известняковой породы, месторождение которого находится на острове Палау. Как и в случае с диварра, он служит деньгами не там, где его добывают, а у далеко живущих племен. На добычу этого камня мужчины острова Яп отправляются в экспедицию на Палау за много сотен миль. Большие глыбы арагонита отламываются без помощи каких-либо металлических инструментов и доставляются на остров Яп на плотах, которые лодки тянут за собой на буксире. Эти круглые плоские, просверленные в центре каменные диски достигают огромных размеров - до пяти метров в диаметре. По-видимому, это самые большие деньги на земле. Измеряются они пядями. Стоимость их повышается вместе с увеличением диаметра и уменьшением толщины. В 1900 году феи шириной в три пяди был примерно эквивалентен десяти долларам. Большой феи равен стоимости женщины, лодки или свиньи.
       
       [Каменные деньги феи. О-в Яп]
       
       Размеры этой «монеты» затрудняют, конечно, пользование ею при повседневной торговле. Поэтому деньги-феи просто выставляются перед хижиной их владельца. Если же он продает что-либо другому далеко живущему человеку, то он лишь тщательно знакомится с качеством и видом его феи, но оставляет стоять там, где он стоит. В результате некоторые туземцы нередко обладают состоянием из феи, разбросанных по всему острову. Если туземец острова Яп должен уплатить налог или штраф, правительственные чиновники просто помечают его деньги своими печатями. В случае, если деньги меняют своего владельца, то пометки счищаются и вместо них делаются новые.
       В Китае и Индокитае были найдены такие же каменные деньги, датируемые неолитом.
       На острове Изабель и на Ново-Гебридских островах Меланезии в качестве денег имеют хождение мраморные кольца. У туземных охотников за черепами такое кольцо эквивалентно стоимости человеческой головы, «очень хорошей» свиньи или юноши среднего роста. На юге Новой Гвинеи в качестве мерила стоимости признаны изготовляемые из вулканической породы церемониальные топоры, которыми торгуют начиная к западу от Муруа и до залива Папуа, уплачивая ими за свиней, съестные припасы, лодки и землю. В этой же валюте получают вознаграждение за свои услуги и знахари. Калифорнийские индейцы пользовались для этого гладко отполированными конусами из доломита и магнезита.
       На наш взгляд, самыми ценными являются монеты, изготовляемые из драгоценных и полудрагоценных камней. В древнем Китае в качестве монеты употреблялись куски нефрита, на Калимантане до сих пор имеют хождение деньги из агата и яшмы. Карибы при покупке рабов платили за них нефритом, а в Кордофане, Дарфуре и Индии еще недавно роль денег имел жемчуг.
       Один писатель XVIII века сообщает о «мистическом жемчуге аггри», который он видел в употреблении на плоскогорье Амбоси (Камерун). Местные жители называли его абуг и высоко ценили его в качестве денег. За две или три полные горсти этого жемчуга можно было купить человека. Обладать деньгами аггри могли только вожди и их жены.
       Широко распространенным мерилом стоимости являются звериные зубы редкостной формы. Иногда предпринимают специальные меры, чтобы во время роста зубов у животного придать им желаемую форму. Например, клыки кабана ценятся особенно высоко, если они загибаются в форме настоящего кольца. Для этого у молодых кабанов вырывают верхние клыки, вследствие чего нижние через несколько лет вырастают, загибаясь кольцом вниз. Этот вид денег особенно ценится у папуасов, которые носят эти кольца в виде браслетов.
       Еще более распространены деньги из собачьих зубов, которые имеют хождение на Новой Гвинее и в северной части Меланезийских островов. В качестве денег ценятся только четыре собачьих клыка, нанизываемых на шнуры. На Новой Гвинее этот вид денег является важным средством обмена между отдельными племенами. Женщина или юноша стоят примерно сто собачьих зубов.
       На Новой Гвинее имеются также деньги из зубов кенгуру и опоссума, на Северном Бугенвиле - зубы летучей мыши, или реки, и зубы дельфина, или байу. Последние являются общепринятой валютой также в Сан-Кристобале и Маланте. Жители островов Фиджи и Гильберта изготовляют монеты из зубов кита.
       Одним из важнейших видов денег, особенно в Океании, являются деньги из перьев, которые имеют самую разную форму. На островах Санта-Крус в Меланезии в качестве мелкой монеты употребляются перья, воткнутые в куски тканой ленты, и свидетельством богатства служит обладание крупными денежными свертками из ленточек с перьями числом до двух тысяч. Чтобы изготовить такой сверток, нужно убить много сотен птиц, чем и объясняется его высокая стоимость. Наибольшим спросом пользуются перья голубей и колибри, высоко ценятся также мягкие перья, растущие вокруг глаз курицы. Изготовлением этих денег занимаются женщины. Стоимость такого свертка соответствует стоимости девушки или двух свиней. Свертки тщательно заворачивают в материю из коры и подвешивают над очагом, чтобы предохранить от насекомых. Их с гордостью показывают почетному гостю. Денежные свертки наследуются из поколения в поколение и теряют свою ценность лишь после того, как изнашиваются находящиеся в них красные перья. Очень богатые члены племени сооружают для хранения денежных свертков укрытые в лесу хранилища. По случаю праздников богатство всего племени развешивается иногда между бамбуковыми столбами.
       
       [Денежное кольцо из кабаньего клыка. Новая Гвинея]
       [Денежный сверток и мелкая разменная монета из перьев. О-ва Санта-Крус]
       
       На островах Банкса из обращающихся в качестве денег пучков маленьких красных и белых перьев делают ожерелья, на островах Санта-Крус - пояса. Наивысшего совершенства деньги и украшения из перьев достигли в Полинезии, например, знаменитые мантии вождей, художественно вытканные из цветных перьев. Жители островов Виллаумез и Французских островов употребляют в качестве денег перья и бедренные кости казуаров, которые особенно высоко ценятся там потому, что казуары на этих островах не водятся.
       У различных племен в качестве денег ценятся также черепа. Так, чрезвычайную ценность представляют собой коровьи черепа в Ассаме и человеческие - у охотников за головами на Калимантане.
       Белые путешественники и торговцы распространили по всему миру в качестве платежного средства европейские стеклянные бусы. В некоторых странах эти бусы представляют собой настолько общепризнанную валюту, что изменение моды или вкуса способно вызвать серьезную «биржевую панику». Южноамериканский индеец, вложивший свое состояние в старомодные голубые бусы, может превратиться в нищего, если внезапно модными станут красные бусы, и его былое богатство сразу же обесценится, как это случалось с некоторыми акциями в 30-х годах XX века. Особенно в Африке деньги из стеклянных бус получили настолько широкое распространение и до такой степени оказались подвержены превратностям моды, что предпринимались разного рода попытки «стабилизации валюты». Однако ввиду того, что ввозились все новые и новые сорта бус, попытки эти наталкивались на непреодолимые препятствия. Король Уганды попытался сделать свою страну независимой от европейского импортного товара, приказав засеять поля бусами, однако его надежды на хороший урожай не оправдались. На либерийском побережье Кру находятся в обращении деньги из стеклянных бус, которые, согласно верованиям местных жителей, росли в земле. В Китае до XX века имели хождение деньги-заменители из глины, фарфора или лаковой массы.
       Когда начала развиваться торговля каучуком, значение денег получили каучуковые шары, которые в Того временами вытесняли даже традиционные деньги-каури. В Южной Америке трамвайные компании выпускали вместо обычных билетов гуттаперчевые, которые употреблялись индейцами в качестве денег.
       
       [Ожерелье из денег-перьев. О-ва Банкса]
       [Металлические деньги, выставленные во время торговых переговоров. Конго]
       
       В качестве первобытных денег часто имели обращение различные предметы из металла, имевшие большую ценность. Особенно этот вид менового эквивалента был распространен в Африке. Так, у пангве деньгами служили наконечники копий, стоимость которых зависела от их величины и качества. Слоновый клык стоил приблизительно двести наконечников копий, птица-носорог - десять, большая крыса - десять, трубка - один наконечник копья, суповая ложка - два, европейская винтовка - от ста до двухсот. Западные банту использовали в качестве мерила стоимости наконечники копий и топоры, базонго - метательные ножи и украшения из меди. Африканские пигмеи покупали себе товары у соседних племен на железные ножи и наконечники копий. У них в обычае так называемый «немой обмен», при котором продавец и покупатель раскладывают предметы обмена в условленном месте, не встречаясь друг с другом.
       В других местах в качестве денег обращались железные иголки и гвозди, а в некоторых районах Эфиопии - патронные гильзы. Туземцы округа Табора в Танзании называли свою страну Уньяньембе, что значило «Страна мотыги», потому что еще в прошлом веке туда завезли сто пятьдесят тысяч железных мотыг, которые с тех пор использовались там в качестве монет.
       Со временем в Африке стали использоваться для обмена не только железные предметы, но и их миниатюрные копии. Например, у пангве были распространены железные деньги в виде маленьких топоров, нанизанных веерообразно на шнур. Точно так же древнейшая китайская монета имела форму миниатюрной бронзовой лопатки со втулкой и четырехгранным черенком. Китайское название денег цянь буквально значит «лопата». Около 300 года до н.э. в Китае делали деньги в виде бронзовых колокольчиков. Другая их разновидность, цяоцянь, имела серповидную форму и красивый орнамент. Они назывались также «лунными», или «мостовыми», деньгами.
       В Юго-Восточной Азии функции денег выполняют также гонги. Ими уплачивают главным образом штрафы, а также вносят выкуп за жену. У различных племен Западной Индии в качестве валюты были признаны металлические барабаны. На острове Сулавеси деньгами служили латунные кольца.
       Североамериканские хайда и квакиутль употребляли в качестве денег красиво орнаментированные, своеобразной формы медные пластинки, которые, как и диварра в Океании, служили предметом религиозного почитания. Каждая из них имела свое имя и хранилась в своем «доме», где ей ежедневно подавали пищу. Женщинам строго запрещалось переступать порог этого священного хранилища. Согласно верованиям индейцев, эти медные пластинки вели свое происхождение от «человека на луне» (мифы о нем рассказаны в главе X), который подарил их своим соплеменникам. Некоторые объясняют происхождение этих денег как дар божества, обитающего на дне моря.
       Ценным предметом в Конго были медные слитки в форме андреевского креста. В Западной Африке в качестве денег обращались медные красиво орнаментированные полукольца. Они служили главным платежным средством в Бенине и часто изображались на средневековых бронзовых рельефах.
       Это уже прямые предшественники современных металлических монет.
       Конечно, самым ценным металлом испокон веку было золото. Золотые слитки и золотой песок у многих народов служили платежным средством. Золотым песком расплачивались в Китае и Индокитае и особенно в древней Мексике - этой прославленной стране золота. На африканском Золотом Береге и у ашанти употреблявшийся в качестве платежного средства золотой песок отвешивался при помощи золотых гирь, имевших форму причудливых зверей или предметов.
       У современных первобытных народов часто можно встретить в качестве ценности старинные европейские золотые монеты. Так, у африканских народов высоко ценится в качестве платежного средства одна старая европейская монета - так называемый талер Марии Терезии. Этот талер попал в Африку с Ближнего Востока, распространился по всей Северной Африке и Западной Аравии и проник к югу даже за экватор. Туземцам очень нравится представительный бюст австрийской императрицы, украшающий одну из сторон талера.
       Если современные монеты восходят к металлическим орудиям и слиткам, то бумажные деньги произошли от находящихся в обращении среди многих племен денег из ткани, циновок и кожи.
       
       [Слева: Железное копье, служащее в качестве денег. Конго.]
       [Справа: Медная «монета». Конго]
       [Древнекитайские бронзовые деньги: 1. Деньги в виде лопатки. 2. Цяоцянь - «мостовые», или «лунные», деньги. 3-4. Деньги-колокольчики]
       [Наконечники копий, служащие деньгами. Пангве. Западная Африка]
       
       Так, на островах Самоа, в юго-восточной Меланезии, на острове Яп и в других местах Океании мерилом стоимости служат тонко сплетенные циновки. Они скатываются в рулоны и обвязываются шнурами. Европейские чиновники штемпелевали принимаемые за деньги циновки. Например, в Анголе португальцы признавали штемпелеванные циновки законными деньгами и принимали их при уплате налогов.
       У индейцев северо-западной Америки имели хождение «деньги-одеяла». У чиппеваев они использовались также во время «танцев дароприношения» и для уплаты вступительных взносов при приеме в корпорацию знахарей.
       В Судане и Гвинее в качестве платежного средства были признаны полотно и хлопчатобумажные материи. В Тибете для оплаты счетов служит исключительно шелковая ткань - хадак. Как и пестрые стеклянные бусы, эти ткани-деньги часто бывают подвержены капризам моды и, следовательно, колебаниям цен: один сорт ткани охотно принимается, тогда как другой с пренебрежением отвергается.
       
       [Слева: Фигурка вождя со священной денежной пластиной. Квакиутль. Северо-Запад Америки.
       Справа: Медная денежная пластинка. Хайда. Северо-Запад Америки]
       [Купец с денежным кольцом. Бронзовый рельеф, XVI век. Бенин]
       
       В Китае в период династии Хань изготовлялись кожаные деньги причудливой формы. И в Китае же, по-видимому, появились первые бумажные деньги. Вот как описывает их Марко Поло: «Каждая бумажка снабжается не только именами, но и казенной печатью специально для этого существующего корпуса чиновников. После того как на бумажке будут поставлены подписи в соответствии с официальным служебным порядком, уполномоченный на то его величеством высший монетных дел мастер окунает свою печать в красную краску и прикладывает ее к бумажным деньгам. Таким образом они превращаются в настоящие деньги, и фальшивомонетчик, который пытался бы их скопировать, карается как тяжкий преступник».
       У всех первобытных народов символы жизни, богатства и благополучия превращаются в религиозные фетиши. Так, туземцы островов Папао приписывают своим деньгам небесное происхождение. По их представлениям, деньги были созданы священными птицами.
       Мы видели в предыдущей главе, что всякое личное имущество ограждалось от посягательств воров запретами-табу. Тем более это относится к священным символам ценности, которые находились под защитой могущественных духов. Страх перед ними больше чего бы то ни было другого предохранял их от похищения.
       Как у нас право изготовления денег является исключительной привилегией государства, так в большинстве случаев и у первобытных народов оно предоставляется только избранной категории людей. Так, в Африке этим занимаются обычно кузнецы, которые, как говорилось в главе III, занимали в обществе привилегированное положение. На Суматре уполномоченные изготовлять медные и латунные кольца, служившие платежным средством, носили наследственные почетные титулы пагавей-джананг и пагавей-раджа.
       До сих пор монеты и бумажные деньги служат талисманами. Так, у мусульман талисманом считается старая венецианская монета с изображением Христа и святого Марка. В Тибете таким же образом поступали с индийской рупией, причем популярности этой монеты способствовало кажущееся сходство между изображенным на монете портретом королевы Виктории и внешностью Далай-ламы.
       Так то, что для нас стало обыденным и простым действием, для первобытного человека было наполнено мистическим смыслом.
       Из последующих глав мы узнаем, что это далеко не является исключением и что такое серьезное отношение к любому своему действию вообще характеризует всю жизнь первобытного человека.