[ Нумизматический словарь ] [ Интересно знать, что... ]

А... Б... В... Г... Д... Е... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

МОНЕТНАЯ ТЕХНИКА

          совокупность всех материальных средств и процессов, служащих для изготовления монет. В ходе исторического развития сложились две принципиально отличные техники: 1) литье (нем. Gieβen, Urformen); 2) чеканка (нем. Prägen, Umformen). Изготовление монет литьем практиковалось в Китае на протяжении почти 3 тысячелетий вплоть до нач. 19 в. н.э.; в Европе литые монеты изготавливались в Др. Греции и Риме (см. Aes grave). От этого способа изготовления монет очень рано (за исключением Китая) отказались, т.к. нечеткость контуров изображения делала монеты-подлинники трудно отличимыми от подделок. В наст. время этот способ только иногда используется при изготовлении литых медалей. Чеканка еще в 7 в до н.э. стала самым распространенным способом изготовления монет в Средиземноморье, а со времен Римской империи - единственным. Однако для изготовления монетных пластинок, из которых затем чеканили монеты, в период античности предпол-но применялось гл. обр. литье; самые др. монеты создавались способом единичного литья (напр., капля расплавлен. металла на гладкой пластинке), позже и серийным литьем (форма для отливки неск. монетных пластин за 1 раз). В ср. вв. выработалась совершенно иная технология: 1) изготовление цанов: подготовка и плавка сплава, заливка в формы, шлихтование и отжиг; 2) изготовление пластинок: отделение заготовки от цана, юстировка, ковка пластинок, их многократное отжигание, шлифовка и отбеливание; 3) чеканка пластинок: изготовление штемпелей (см. Монетный штемпель) (ковка, вырезывание, закаливание), чеканка. В качестве контр. проб предписывались тигельная проба, цановая проба. Из трудовых затрат на изготовление монет ок. 40% приходилось на изготовление цанов, ок. 45% - на изготовление пластинок и только ок. 15% рабочего времени - на саму чеканку. С времен античности чеканка осуществлялась вручную - при помощи молота-чекана (см. Ручная чеканка), при этом величина подлежащих чеканке монет была ограниченной. 5-килограммовым молотом можно было чеканить монеты величиной прибл-но с грошен (при использовании пресса для этого потребовалось бы ок. 50 000 килопондов; килопонд - килограмм-сила). Более крупные монеты, напр. талеры, можно было чеканить обычным молотом только по частям. Особое место в М.т. занимают средневековые брактеаты. Их чеканили из тонких серебряных пластин только одним штемпелем на податливом основании (напр., кожа). Т.к. этот вид чеканки требует значительно меньших затрат энергии, чем чеканка на толстом монетном кружке, то одним ударом можно было одновременно чеканить неск. положенных одна на др. монетных пластинок довольно большого диаметра. Прогрессом в технике ручной чеканки стало изобретение (предпол-но в к. 15 в.) молотового снаряда, который делал ненужным приведение верхнего штемпеля в движение вручную. Развитие товарно-денежных отношений в период раннекапиталист. развития способствовало введению машин, позволявших повысить производительность труда и качество производственного процесса. В сер. 16 в. появилось приспособление для вырезывания монетного кружка (см. Пробойник) и вальцевальная машина. На отдельных монетных дворах цан, которому на вальцевальной машине была придана толщина монетной пластинки, еще калибровался при помощи специального механизма (см. Вытяжной прокатный станок). Трудоемкий процесс чеканки крупных монет облегчился с появлением вальцверка - вальцевального станка для чеканки и винтового пресса (см. Балансир). Получившая вначале широкое распространение более производит. чеканка с помощью вальцверка (с использованием конного привода или водяного колеса) была в дальшейшем заменена чеканкой при помощи винтового пресса; принцип его действия заключался в том, что энергия 2 - 12 человек аккумулировалась и передавалась через тяжелые рычаги и винт на монетную пластинку, благодаря чему большие монеты также можно было отчеканить одним нажатием. Рабочие мн. монетных дворов сопротивлялись введению этих машин, опасаясь, что их трудовые навыки, приобретенные в результате длительного обучения чеканному делу, окажутся никому не нужными. Технический прогресс, в котором заинтересовано все общество, остановить было невозможно, однако монетные мастера на некоторых монетных дворах сумели добиться, чтобы наряду с использованием машин частично до к. 18 в. сохранился и старый способ чеканки вручную с использованием молота. Мелкие монетные дворы, выпускавшие монеты в незначительных количествах, вынуждены были отказаться от внедрения станков для чеканки, т.к. это потребовало бы слишком больших капиталовложений. С изобретением гуртильного станка и гуртильного кольца (см. Гуртильная машина с кольцом) процесс чеканки был еще более усовершенствован, правда, только в том, что касается внешнего вида монет (бОльшая гарантия от опиливания или обрезывания). В нач. 19 в. была создана машина для чеканки с коленчатым рычагом, которая находит применение и на совр. монетных дворах. Ее основные преимущества: непрерывность (по сравнению с балансиром) вращательного движения привода, преобразующегося коленчатым рычагом в вертикальное движение верхнего штемпеля; при относительно незначительной двигательной силе передача с помощью коленчатого рычага огромной силы чеканки, возрастающей к тому же с увеличением сопротивления монетной пластинки; автоматизация всего процесса чеканки. Количество монет, отчеканенных в единицу времени, увеличилось более чем вдвое по сравнению с производительностью балансира. Необходимость стандартизации монет ввиду их характера привела уже в период античности к серийному производству со значительным разделением труда, ставшим характерным для мануфактурного производства на заре развития капитализма. В ср. века, напр., на Венском монетном дворе кол-во пфеннигов, чеканенных из одной закладки материала, составляло св. 60 000 шт. Уровень существовавшего тогда разделения труда легко определить по кол-ву названий профессий: монетный мастер, управляющий, пробирер, плавильщик, мастер по отжигу серебра, мастер по изготовлению цанов, мастер по изготовлению монетных пластинок, мастер по чеканке, подмастерья (не меньше 50 человек) и т.д. Общее число занятых составляло св. 100 человек. На более мелких монетных дворах, а таких было большинство, было занято от 5 до 12 человек. М.т. находила применение в монетном производстве различные формы. Начиная со ср. веков производство монет осуществлялось обычно в самостоятельных ремесленных мастерских, не зависящих от цеховых порядков. Монетчик-арендатор заключал с обладателем монетной регалии договор, по которому обязывался соблюдать монетную стопу, выплачивать доход от чеканки монет и ряд др. условий. Он должен был из своего кармана оплачивать станки, инструменты и оборудование, а также труд рабочих. Как правило, монетчик получал 8 - 9 грошенов с каждой марки, уплаченной за использованное при чеканке чистое серебро. Работа подручных монетчика оплачивалась в зависимости от кол-ва изготовленных ими монет (групповая оплата). Согласно имперскому пробирному уставу 1559 заработок монетчика, напр., при изготовлении 17 марок серебр. гульденами или 11 1/2 марки рейхсгрошенами (21 грошен = 60 крейцерам), или 8 марок пфеннигами составлял 1 гульден по 60 крейцеров. Хотя монетчики считались высококвалифицированными специалистами и на них был большой спрос, на мн. монетных дворах они нередко простаивали без работы из-за недопоставки серебра; нек-рые монетные сеньоры оплачивали также вынужденные простои (нем. Wartegeld). Особой формой организации монетного производства с капиталист. тенденциями были объединения купцов - поставщиков серебра (см. Товарищество монетчиков). Их члены несли ответственность за поставку серебра, получая за это определенную долю дохода. В период раннекапиталист. развития поставки серебра перешли в руки крупных торговых предприятий (напр., Фуггеров в Аугсбурге в 15 - 16 вв.). В 17 - 18 вв. монетчики-арендаторы использовали чеканку монет исключительно в целях личной наживы. В дальнейшем на смену частным предпринимателям пришли гос. предприятия, т.ч. право чеканки монет и их производство оказались сконцентрированными в одних руках. Монетчики же превратились в государственных служащих.

(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)
М..

ЛИРА АВСТРИЙСКАЯ

ЛИРА ВАТИКАНСКАЯ

ЛИРА ИТАЛЬЯНСКАЯ

ЛИРА ТРОН, ТРОНО

ЛОКУМТЕНЕНСТАЛЕР

ЛОТЕРЕЙНЫЙ ДУКАТ

ЛУИЗИАНСКИЙ ЦЕНТ

ЛЬВИНЫЙ БРАКТЕАТ

МАРГАРЕТЕНГРОШЕН

МАСОНСКАЯ МЕДАЛЬ

МЕРЗЕБУРГЕР Отто

МЕРТЕНС Эберхард

МИЛЛЕНИУМ-МЕДАЛЬ

МОЛОТОВОЙ СНАРЯД

МОНЕТА НА СМЕРТЬ

МОНЕТА РАЗМЕННАЯ

МОНЕТНАЯ НАХОДКА

МОНЕТНАЯ РЕГАЛИЯ

МОНЕТНАЯ СИСТЕМА

МОНЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ

МОНЕТНЫЙ ВАРДЕЙН

МОНЕТНЫЙ ДОГОВОР

МОНЕТНЫЙ ПАРИТЕТ

МОНЕТНЫЙ СВЕРТОК

МОНЕТЫ МАККАВЕЕВ

МОНЕТЫ-УКРАШЕНИЯ

МОРСКИЕ БОЖЕСТВА

НАГРАДНАЯ МЕДАЛЬ

НАГРАДНАЯ МОНЕТА

НАДПИСЬ НА ГУРТЕ

НАЙДЕННАЯ МОНЕТА

НАУКА ОБ ОРДЕНАХ

НЕРОВНОСТЬ ГУРТА

НИКЕЛЕВАЯ МОНЕТА

ОБРАТНАЯ НАДПИСЬ

ОНЧЕТТА, ОНЦЕТТА

ОРДЕНСКАЯ МЕДАЛЬ

ОРДЕНСКАЯ МОНЕТА

ОТТИСК В СЕРЕБРЕ

(c) Словарь нумизмата v0616